Неполадки в работе автомобильной акустики, вызванные неисправностью усилителя
Иногда водитель замечает, что его автомобильная аудиосистема работает не так, как надо. Например, отмечаются скрипы, треск, искажения или даже полная пропажа звука. Конечно, причин для этого может быть множество, и одним из вариантов является неисправность автоусилителя. Хотя про него обычно думают в самую последнюю очередь, а зря.
Возможные проблемы при воспроизведении звука, связанные с нарушениями в работе автомобильного усилителя
Список возможных проблем в аудиосистеме, обусловленных неполадками усилителя, довольно большой. Давайте рассмотрим те, что встречаются чаще всего, а также варианты их устранения.
Не работает сабвуфер, однако питание поступает
Если низкочастотный динамик включается, но воспроизведение звука отсутствует, то проверьте его подключение, а также исправны ли другие внешние устройства: автомагнитола и акустика.
Сначала смотрят, если ли сигнал на выходе магнитолы. Сделать это автовладелец может любым доступным ему способом. Обратите внимание, что обычно сигнал с магнитолы поступает на усилитель по кабелю с разъёмом типа «Тюльпан». Однако, есть отдельные модели, оборудованные специальным разъёмом для подключения НЧ каналов. Проверить сигнал на выходе можно, подключив к устройству любые наушники.
Следующим этапом проводится проверка, есть ли на клеммах усилителя на входе сигнал. Если сабвуфер не играет, но при этом сигнал со стороны магнитолы на соответствующий вход поступает, то самая вероятная причина — неисправность именно автомобильного усилителя. Это может быть вызвано отказом транзисторов на выходе или обрывом контактов на интегральной микросхеме. Самостоятельно подобный дефект устранить сложно, нужны специальные знания, лучше всего обратиться в сервисный центр.
Сабвуфер молчит, а динамики играют в штатном режиме
Если динамики подключены и отлично работают, а сабвуфер не может воспроизвести ни звука, то скорее всего, дефект надо искать в схеме усилителя. Например, подобное может происходить из-за выгорания полупроводниковых элементов на выходном каскаде.
Также можно столкнуться с ситуацией, что низкочастотный динамик рабочий, но играть не может. При этом при прикосновении к входным контактам усилителя слышится характерный низкочастотный фон. В такой ситуации обязательно проверяется, поступает ли звуковой сигнал с автомагнитолы на НЧ канал. Причиной может оказаться обрыв провода, плохой контакт или неисправность усилителя. Если усилитель исправен, контакты в норме, но сабвуфер не работает, нужно проверить состояние низкочастотного динамика.
Когда работать отказывается пассивный сабвуфер, к этому может приводить обрыв звуковой катушки самого громкоговорителя, а также неполадки в работе магнитолы или усилка. В автомобильных НЧ системах довольно распространены случаи, когда перегорают звуковые катушки. Это происходит, когда на пассивный НЧ динамик, с усилителя, подаётся пиковая мощность, значительно больше предельно разрешенного производителем значения.
Из колонок слышен хрип и другие помехи
Подобная аномалия при звукопередаче происходит часто из-за того, то сигнал как бы «подрезается». Причиной может служить перегрузка со стороны сабвуфера или других динамиков. То есть усилитель не способен обеспечить все акустические компоненты необходимым для их функционирования объемом энергии. Кроме того, в автомобильных аудиосистемах к скрипу могут привести перегоревшие или ослабленные провода.
Чтобы точно определить причину, для начала надо сравнить номинальную мощность усилителя и подключенных к нему динамиков. Если усилитель слабый, его стоит заменить не более мощную модель, тогда искажения не будет. Если же мощность соответствует потребностям акустики, то надо искать неполадки в проводке или заземлении усилителя.
Усилитель не работает, даже не включается
Для работы усилителя необходимо подать на него определенную мощность и обеспечить устройству заземление. Поэтому, как только начались проблемы с включением, первым делом надо проверить подачу питания. Сначала стоит посмотреть состояние удаленного провода подключения, есть ли на нем напряжение. Этот провод получает питание от магнитолы, и оно должно составлять не менее 5 В. Если напряжение в сети ниже этой отметки, надо оценить состояние предохранителей. Может какой-то из них перегорел, тогда его надо заменить.
Если удаленный провод в норме, переходите к проводу питания. Тут показатель напряжения должен быть выше, как правило, для работы усилителю требуется 12В при выключенном двигателе и порядка 14.4В при работающем. Если сетевой провод показал напряжение ниже этого уровня, то надо оценить состояние всех мест соединения, а также предохранители.
Если на обоих проводах напряжение имеет нормальное значение, то стоит проверить заземление. Если оно слабое или отсутствует вовсе, это может стать причиной сбоев в работе.
Если с проводами и предохранителями все хорошо, заземление тоже имеется, а усилитель перестал работать, скорее всего, дело в самом устройстве. То есть надо купить новый усилитель на замену.
Особенности установки и настройки усилителей
Чтобы избежать возможных проблем, надо уже на этапе подключения усилителя все тщательно подготовить и продумать. Особенно важно все правильно установить и настроить.
Чем опасна неправильная установка усилителя?
Несоблюдение правил и требований при установке и подключении усилителя — это одна из самых распространённых причин неполадок. Правильный монтаж — залог не только качественной звукопередачи, но и длительной эксплуатации всех компонентов. При установке динамиков и подключении их к усилителю важно ответить на несколько вопросов:
- Где и как лучше всего разместить устройство?
- Как подключить усилитель?
- Как правильно расположить проводку, чтобы провода не создавали помех?
- Как подключить низкочастотный динамик?
- Каким должно быть сопротивление катушек у динамиков?
Если на каком-либо этапе установки допустить ошибку, это может крайне негативно сказаться на качестве звучания, или даже вывести из строя отдельные компоненты аудиосистемы. В некоторых случаях может даже произойти возгорание, поэтому не стоит пренебрегать правилами, монтажные работы надо проводить строго в соответствии с установленными правилами.
Как правильно настроить усилитель?
Ошибки при выставлении чувствительности, неверное использование фильтров или басбуста — все это может привести не только к снижению качества звука и возникновению помех, но и даже к выходу динамика из строя.
При настройке любого сложного акустического оборудования, усилитель не исключение, очень важно правильно выставить все основные рабочие параметры устройства, в частности, это касается таких настроек, как:
- Gain (гейн) — регулирует входную чувствительность усилителя, именно этот параметр важен при согласовании с магнитолой. Указанное на регуляторе значение в вольтах, именно в них измеряется чувствительность, может ввести в заблуждение. Чем ниже показатель В, тем выше будет чувствительность, а следовательно, и динамики будут играть громче, и наоборот.
- LPF — это фильтр низких частот (ФНЧ), который используется для ограничения воспроизведения верхних частот, оставляя только нижний диапазон. Для сабвуферов рекомендуется значение 50-80 Hz, чтобы убрать частоты, для которых НЧ динамик не предназначен. Для СЧ динамиков рекомендуется устанавливать ограничение на уровне 1400-1600 Hz.
- Subsonic — это фильтр высоких частот (ФВЧ), он используется для ограничения инфразвука. По умолчанию значение рекомендуется установить на уровне 20-25 Hz. Опытный пользователь может регулировать этот параметр самостоятельно, часто с его помощью обеспечивается снижение нагрузки и предотвращается чрезмерный ход диффузора. Нужное значение выбрать легко, для этого надо поочередно включать синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и в это время следить за величиной хода диффузора. Таким образом можно быстро определить оптимальное значение.
- Bassboost — это опция, которая позволяет повысить громкость на установленной частоте, чаще всего около 40-45 Hz. Только тут надо быть очень внимательным и аккуратным, так как использование басбуста может привести к тому, что НЧ динамик сгорит, если выбрать неправильные параметры. Поэтому новичкам не советуют трогать настройки bassboost. Опытный де меломан может с его помощью увеличить полку АЧХ, устраняя провалы на определенных частотах, но и тут все равно остается риск, действовать надо крайне аккуратно.
- Регулятор фазы — элемент углубленной настройки, с его помощью можно изменить фазу динамика.
- Master/Slave — специальный переключатель, который необходим при построении мостового соединения усилителей в единую систему. Master — главный усилитель, к нему подключатся провода от автомобильной магнитолы. Slave — зависимый усилитель, который подсоединяется ко второму, главному.
В нашем интернет-магазине 130.com.ua вы в любое время можете купить усилитель звука для авто и акустику в Киеве, Харькове и Одессе по выгодной цене. В каталоге представлен большой выбор моделей от бюджетных до премиум-класса. Доставка осуществляется по всей Украине.