Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор — полезные советы
Водителей всегда волнует множество вопросов, связанных с эксплуатацией аккумуляторной батареи. Когда заряжать? Чем заряжать? Можно ли делать это на морозе? Надо ли снимать АКБ для подзарядки с автомобиля? И многие другие. Попытаемся ответить на самые распространённые из них.
Когда надо заряжать автоаккумулятор?
Все АКБ условно можно разбить на обслуживаемые и необслуживаемые. Самыми первыми, более века назад, появились обслуживаемые, они имеют решетку из свинцово‑сурьмянистого сплава и в процессе своей работы теряют много воды. Наиболее современные — полностью необслуживаемые, в них используется аккумуляторная решетка из очищенного свинца, часто с добавлением других металлов: кальций, серебро и др. Имейте в виду, что "необслуживаемость" — это условное понятие, которое характеризует лишь необходимость доливки воды. Полностью необслуживаемые модели могут не нуждаться в подобной процедуре в течение всего срока своей эксплуатации. Но любая необслуживаемая автомобильная батарея требует периодического контроля ее технического состояния, как и другие компоненты транспортного средства. В частности, им все равно время от времени требуется подзарядка.
Чтобы оценить состояние АКБ и не пропустить время, когда уже пора проводить подзарядку, можно воспользоваться простым методом. Возьмите вольтметр и проверьте уровень напряжения на клеммах батареи, не отключая ее от бортовой сети машины. В норме напряжение разомкнутой цепи должно быть на уровне 12,6-12,7 В. Учтите, что сразу же после остановки измерения проводить нельзя. Должно пройти несколько часов, как минимум 8-10, только тогда показания будет достоверными.
В обслуживаемых батареях, которые имеют на крышке пробки, рекомендуется проверить еще и плотность электролита с помощью ареометра. Если аккумулятор заряжен, этот параметр должен быть равен 1,27 г/см3;. Данный показатель подтверждает, что источник питания может обеспечить эффективную работу активных веществ внутри и сможет отдавать ток в необходимых количествах. Если плотность ниже нормы, значит, батарея частично разряжена и ей требуется восстановить запас энергии. Для этого следует воспользоваться специальным зарядным устройством. Если показатель выше, это говорит о нехватке воды, так как повышение концентрации кислоты в растворе электролита оказывает негативное воздействие на работоспособность батареи. В этом случае в АКБ доливают дистиллят, пока плотность не придет в норму.
Как заряжать АКБ, если автомобиль используется нечасто?
Не все автовладельцы постоянно пользуются своими машинами. Иногда большую часть года они стоят в гараже на приколе. Естественно, что даже в таких условиях аккумулятор теряет емкость, так как никто не отменял такого понятия, как саморазряд. В таких случаях очень популярны зарядные устройства с режимом хранения. Их особенность в том, что батарея остается подключенной к такому ЗУ длительное время, и батарея подпитывается малыми токами. Это позволяет добиться постоянно 100% заряженности. Однако специалисты не рекомендуют этим злоупотреблять. Такой метод поддержания уровня заряда может оказывать негативное воздействие на рабочие параметры аккумулятора, сокращая срок его службы.
Если хотите оставить автомобиль в гараже надолго (на срок более месяца), то рекомендуется предварительно полностью подзарядить аккумулятор привычным способом — от зарядного устройства и отсоединить клеммы батареи от бортовой сети транспортного средства, чтобы ток не утекал. Это поможет избежать глубоких разрядов. Потом перед использованием надо проверить состояние аккумулятора и при необходимости процесс зарядки повторить.
Возможен ли заряд на морозе?
Все водители знают, что при минусовой температуре воздуха на улице автомобильный аккумулятор начинает испытывать трудности, хуже принимает заряд, быстрее разряжается и т.д. Оптимальной температурой, при которой следует заряжать АКБ, является 0— + 25°C. Поэтому заряжать аккумулятор на улице в мороз не рекомендуется, лучше предварительно занести его в отапливаемое помещение и прогреть до комнатной температуры. В этом случае батарея сможет восстановиться полностью и без риска для ее функционального состояния.
С помощью чего заряжать аккумулятор?
Тут вам обязательно потребуется зарядное устройство. Если максимально упрощенно, то это прибор, который состоит из выпрямителя в корпусе, оснащенный вилкой для подключения в бытовой сети 220В и проводами с зажимами крокодилами для подключения к автомобильной батарее. Этот прибор преобразует переменный ток в постоянный, тем самым запуская внутри АКБ обратную реакцию, то есть энергию батарея не отдает, а накапливает.
При выборе зарядки обязательно надо учитывать следующие важные моменты:
- Совместимость с батареями разного типа: жидкостные типа WET (классическая свинцово-кислотная конструкция), необслуживаемые варианты AGM, GEL и другие. Выбирайте прибор с учетом того, какой именно аккумулятор вы собираетесь им заряжать, так как не все ЗУ подходят для работы со всеми типами автомобильных батарей.
- Максимальный ток зарядки. Этот параметр надо выбирать, опираясь на значение номинальной ёмкости АКБ (ток не должен быть ниже 10% емкости). Лучше покупать устройства с небольшим запасом по стартовому току, а также с возможностью регулировки этого показателя.
- Напряжение. Тут все предельно просто, если аккумулятор имеет номинальное напряжение 6/12/24В, то и зарядное устройство подбирать надо с аналогичным уровнем номинального напряжения.
Каким должен быть оптимальный режим заряда автомобильного аккумулятора?
Этот вопрос волнует очень многих, так как при неправильной зарядке велик риск испортить аккумулятор и вместо восстановления получить непригодный для дальнейшей эксплуатации источник питания. Режим зарядки выбирать следует с учетом реального состояния конкретного аккумулятора. Специалисты дают следующие рекомендации:
- Если при оценке напряжения на клеммах величина НРЦ составила 12,3 В — это говорит о незначительном разряде, однако такой аккумулятор уже может испытывать проблемы с пуском, особенно при минусовой температуре. Если АКБ в таком состоянии пребывает довольно долго, то для ее восстановления следует использовать режим заряда с постоянным напряжением и малым током — порядка 1 А. Постепенно ток увеличится, по мере восстановления рабочих параметров стартерной батареи.
- Если напряжение упало ниже отметки 10,5 В, это говорит о глубоком разряде аккумулятора. Если такой разряд произошел внезапно, то восстановить АКБ можно зарядным устройством, выставив на нем ток на уровне 10% от номинальной емкости заряжаемого источника питания. Процесс обычно занимает несколько часов.
- Для автомобильных батарей, которые длительное время эксплуатировались в состоянии хронического недозаряда и медленно "помирали", рекомендуется выбрать режим заряда с минимальным пороговым значением тока и постоянным напряжением. Это будет длительный процесс, но торопиться в таком случае нельзя, чтобы не довести аккумулятор до полного выхода из строя.
В любом случае, если хотите, чтобы аккумулятор работал, то не запускайте ситуацию, так как восстановить глубокоразряженную засульфатированную батарею будет сложно. А иногда и совсем невозможно. Контролируйте состояние и уровень заряда аккумулятора, проводите подзарядку регулярно, особенно этому важно уделить внимание накануне зимы и перед длительным хранением.
Если у вас еще нет подходящего ЗУ для АКБ, то в интернет-магазине 130.com.ua вы можете купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора в Киеве, Одессе и Харькове. У нас есть приборы разной конструкции с разнообразным набором функций, для решения любых задач и по доступной цене.