Динамометрический ключ — необходимый инструмент для ремонта автомобиля
Усилие, прикладываемое к верхней шляпке болта при его закручивания или откручивании, называется моментом силы. Причем в автомобиле есть такие крепежные элементы, которые нуждаются в очень точной затяжке, то есть к ним надо приложить конкретную силу. Это важно, чтобы элемент работал исправно и надежно. Как правило, производители транспортных средств указывают показатель степени затяжки в технической документации своей продукции.
И тут у автовладельцев могут возникнуть сложности, так как на глаз подобную процедуру не сделаешь, и определить точное усилие просто так не получится. Когда водитель начинает думать о силе затяжки автомобильных креплений, гадать "достаточно ли затянута эта гайка или нужно еще сильнее" — в корне неправильный подход. Поэтому для таких случаев и был создан специальный инструмент — динамометрический ключ. Он обязательно должен быть в наборе автоинструмента у каждого водителя. Чтобы выбрать правильный ключ, нужно сначала разобраться в том, как же он работает.
Принцип работы
Разница между стандартными гаечными и динамометрическими ключами заключается в том, что у последнего имеется специальный индикатор, игла или стрелка, указывающая, какое усилие прикладывается к ручке. Также при работе он издает характерный щелкающий звук.
Ключи могут иметь разный присоединительный квадрат. Его размер обычно бывает: 1/2”, 3/8”, 3/4” и 1”. Он определяет, какую торцевую головку или удлинитель можно прикрепить и использовать именно с этим ключом. Модели с небольшим присоединительным квадратом могут использоваться для работы с тонкими и чувствительными деталями, то есть для соединений, требующих буквально хирургической точности при затягивании гаек и болтов. Более крупные предназначены для работы на соединениях, требующих большего усилия при затяжке. Например, такими ключами затягиваются гайки шкива коленвала или трансмиссии. Как и в случае со стандартными торцевыми ключами, 1/2-дюймовая модель считается наиболее универсальной. Такой ключ может справиться с большинством задач, которые возникают при ремонте автомобиля.
Также стоит обратить внимание на следующий момент: для того, чтобы ключ гарантировал правильное измерение крутящего момента при затяжке важно его точно откалибровать до минимального значения, а также знать, на каких крепежных элементах проходят измерения — смазанных или сухих.
Какие бывают автомобильные динамометрические ключи
Все существует 4 основных разновидности автомобильных динамометрических ключей, которые между собой отличаются принципом своей работы: цифровой, щелковой (трещоточный), шкальный и с циферблатным индикатором. Давайте рассмотрим подробнее особенности каждого типа.
Шкальный и циферблатный ключ
Эти два типа можно объединить, так как между собой они очень похожи по принципу своей работы. В них применяется простая механическая конструкция, соединяемая с указателем, который двигается по шкале с показателями крутящего момента. Шкала обычно располагается на ручке ключа. У циферблатных ключей вместо шкалы используется специальный циферблатный индикатор. Когда человек прикладывает к рукоятке такого ключа силу, то на шкале или циферблате можно увидеть текущую величину крутящего момента, которая определяется соответственно прогибу рукоятки. Обратите внимание, что при работе с ключами этого типа в условиях низкой освещенности, например, в темных местах под капотом, рекомендуется использовать дополнительный источник света. Иначе рассмотреть данные на шкале будет очень сложно.
Трещоточный ключ
Этот тип водители между собой часто еще называют "щелкунчиками". Такие ключи отличаются удобством, у них в качестве индикатора используются щелчки, которые легко воспринимаются на слух. Ключ оснащается специальным регулируемым кольцом, которое располагается вокруг основания ручки. С его помощью можно быстро выставить точное значение необходимого усилия, с которым надо затянуть ту или иную гайку или болт. В процессе затягивания крепежа с установленным заранее крутящим моментом, можно услышать громкий щелчок храпового механизма, он предупреждает о том, что необходимо прекратить работу, так как указанный крутящий момент был достигнут. Преимущество таких моделей в том, что нет необходимости постоянно вглядываться в циферблат со стрелкой, ведь не всегда можно хорошо рассмотреть показатели. Тут можно опираться лишь на свой слух, это гораздо удобнее. Настройка ключа очень простая — достаточно провернуть ручку внутрь или наружу, перемещая индикатор по шкале силы вверх и вниз, выбирая значение, при котором ключ потом подаст сигнал о достижении нужного уровнять усилия.
Цифровые динамометрические ключи
Это самый точный вариант, но при этом и самый дорогой. В ключах этого типа применяется специальный электронный тензодатчик, помещаемый внутрь рукоятки. Он подает сигнал на специальный дисплей с подсветкой. Ключ довольно удобный и предельно простой в работе, но и него есть некоторые недостатки. В частности, для его эксплуатации необходимы батарейки, плюс конструкция довольно хрупкая и чувствительная, обращаться с таким инструментом надо очень бережно и аккуратно.
Почему важно иметь в гараже динамометрический ключ?
Знать, с какой силой надо затягивать болты в автомобильных креплениях, очень важно. Это объясняется тем, что если затянуть слабо, то болт может легко открутиться, и глушитель или колесо отвалится по дороге. Слишком тугая затяжка может привести к срыву резьбы или повреждению некоторых элементов. Например, излишне затянутые колесные гайки могут стать причиной деформации и повреждения ротора тормоза, ускоренному износу тормозной системы, увеличению продолжительности тормозного пути и заклиниванию рулевых наконечников. Чтобы избежать подобных проблем, в инструкциях для современных транспортных средств обязательно присутствуют рекомендации по оптимальному значению силы, применяемой при затяжке различных креплений.
Если предстоит работа, связанная с ремонтом мотора или системы трансмиссии, то динамометрический ключ должен быть обязательно. Очень сильное затягивание болтов на головке блока цилиндров двигателя может стать причиной серьезных повреждений или утечке охлаждающей жидкости. А это в свою очередь может потребовать серьезных затрат на ремонт. Перетянутые болты выпускного коллектора приводят к образованию трещин на коллекторе.
Сила затяжки — это один из самых важных параметров, который влияет на правильность ремонта автомобиля. В руководствах по обслуживанию и эксплуатации транспортных средств эта величина часто приводится вместе с основными рекомендациями и правилами эксплуатации. Часто информация подается в виде таблицы с указанием конкретного крепежного элемента, его места нахождения и рекомендованного момента затяжки.
На что смотреть при выборе динамометрического ключа для автомобиля?
Покупая новый динамометрический ключ, проверьте, что он откалиброван в нужных вам единицах измерения, указанных в технической документации вашего автомобиля. Иначе вам потребуется специальная таблица пересчета, что не всегда удобно.
Сила крутящего момента измеряться в следующих единицах:
- ньютон-метр (Нм);
- фунт силы-фут (lb-ft).
- килограмм силы-метр (кгм);
Ключевые параметры, на которые следует обращать внимание, выбирая динамометрический ключ:
- Диапазон усилия — минимальна величина не должна быть ниже от 20-110 Нм.
- Удобная рукоятка — это важно, она должна иметь специальное нескользящее покрытие, чтобы с ключом было максимально удобно работать.
- У трещоточных моделей обязательно должно быть специальное фиксирующее кольцо, которое обеспечит легкую, максимально точную и удобную регулировку силы затягивания.
- Не лишним будет и наличие дополнительного защитного чехла, так вы сможете удобно хранить инструмент в гараже или возить с собой в багажнике, не боясь повредить.
Если вы хотите купить динамометрический ключ в Киеве, Харькове или Одессе, то в интернет-магазине 130.com.ua легко найдете подходящую модель с нужными характеристиками.