Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?
Автомобильный аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент. Причем причин для этого может быть очень много от банально забытых на ночь включенных габаритов или долгого прослушивания музыки при выключенном моторе до сильного износа батареи, когда она начинает ускоренно терять заряд. Естественно, что в такой ситуации надо как можно скорее вернуть батарею к жизни, для этого используются специальные зарядные устройства для АКБ. Причем при работе с этими приборами очень важно сделать все правильно, поэтому надо следовать нескольким простым правилам. Давайте обо всем по порядку.
Вы можете купить зарядное устройство для аккумулятора в Киеве, Харькове и Одессе в интернет-магазине 130.com.ua. У нас есть приборы любых типов и в разных ценовых категориях.
Проверка состояния аккумуляторной батареи
Очень важно не допускать критического разряда, потому что это негативно сказывается на сроке эксплуатации батареи. Каждый водитель должен уметь определять момент, когда необходимо заряжать АКБ. Проще всего с моделями, которые оснащаются специальным индикатором. Он представляет собой небольшой зелёный поплавок в форме шарика, помещенный в прозрачную колбочку. Если уровень и плотность электролита внутри на достаточном уровне, то шарик всплывает вверх — индикатор в этом случае горит зеленым. Если ничего не видно, следует подзарядить АКБ.
Для определения разряженности можно использовать специальный приборчик — мультиметр. Он определяет напряжение на клеммах источника питания. Если аккумулятор заряжен на все 100%, то напряжение составляет ≥ 12,6 В. Показатель 12,42 В уже говорит о зарядке всего лишь на 80%, 12,2 В — 60%, 10,5 В и меньше — 0%.
Кроме того, можно провести проверку с помощью нагрузочной вилки. Она показывает, насколько напряжение упало под нагрузкой, то есть с ее помощью можно установить реальный показатель заряда и ёмкость АКБ.
Подготовка аккумулятора к зарядке
Если после проверки стало ясно, что стартерная батарея требует восстановления, то ее надо зарядить. Но сначала надо ее как следует подготовить.
- АКБ желательно отсоединить от бортовой сети и снять с автомобиля. Если время очень ограничено, можно отсоединить лишь минусовой провод.
- Следующим этапом обязательно идет очищение контактных клемм от окиси и остатков смазки, это надо, чтобы обеспечить хороший контакт.
- Поверхность батареи рекомендуется протереть сухой или смоченной в 10% растворе кальцинированной соды или нашатырного спирта тряпкой.
- При работе с классическими обслуживаемыми АКБ обязательно надо открутить пробки, которые располагаются на крышке аккумулятора. Загляните внутрь, если уровень жидкости критически мал, долейте необходимое количество дистиллированной воды.
Как проводится зарядка автомобильных аккумуляторов?
Сам процесс восстановления севшего автоаккумулятора предельно прост. Тут важно правильно подключить к источнику питания зарядное устройство — полярность клемм при их присоединении должна строго соблюдаться («+» к «+», «-» к «-»). Только после этого можно подключать ЗУ к розетке.
При работе с автоматическими приборами больше делать ничего не потребуется — включили и забыли, они все сделают сами, подберут необходимую силу тока и напряжения и отключатся, как только АКБ будет полностью восстановлена. Если же используется прибор с ручным управлением, то надо самостоятельно выставить начальные рабочие параметры. Как правило, для зарядки автомобильных батарей рекомендуется использовать ток силой, которая равна 1/10 части от номинальной емкости, указанной на корпусе источника питания.
Отдельно следует сказать о том, что заряжать АКБ следует при температуре 20—25°С. Дело в том, что если температура будет ниже, то процесс может затянуться, так как реакция замедляется. Если температура воздуха в помещении ниже 0°С, то заряжать в таких условиях стартерные батареи крайне нежелательно, так как эффект будет очень незначительным, почти нулевым. Именно поэтому очень важно перед восстановлением занести батарею с мороза в отапливаемое помещение и подождать несколько часов, пока электролит внутри не прогреется до нужного уровня.
Меры предосторожности
Каждый автомобильный аккумулятор — это сложная электрохимическая система, внутри которой протекают разные процессы. При зарядке таких источников питания в атмосферу выделяется взрывоопасная смесь кислорода и водорода, именно поэтому при работе с ними следует соблюдать определенные правила безопасности:
- Заряжать стартерные свинцовые батареи можно лишь в помещениях с надежной вентиляцией, которые хорошо проветриваются.
- Вблизи категорически запрещено использование источников открытого огня.
- При зарядке на борту машины, проверьте обязательно, что минусовой контактный провод отключен, иначе будет замыкание, и можно спалить автомобильную электронику.
Сколько должна длиться зарядка?
Продолжительность зарядки автомобильных батарей зависит в первую очередь от степени их разряженности. Обычно, полностью разряженный источник питания восстанавливается за 10 часов. Если он был разряжен лишь частично, то естественно потребуется меньше времени.
Одним из критериев 100% заряженности АКБ считается падение тока, который она может принять, до 2—3 мА на каждый Ач ее емкости (при буферном режиме заряда). Чтобы уровень заряда дошел до 100%, после падения тока надо еще продолжить зарядку примерно на час. Тогда можно быть уверенным, что батарея восстановилась целиком.
Какие типы зарядных устройств бывают?
Зарядные устройства можно разделить на разные группы по нескольким важным критериям, которые оказывают непосредственное влияние на особенности их работы и эксплуатации.
В зависимости от метода зарядки, выделяют ЗУ, работающие:
- от постоянного тока;
- от постоянного напряжения;
- использующие комбинированный метод.
Первый вариант считается более эффективным, но при его использовании надо четко контролировать процесс, чтобы не допустить перезаряда и вскипания батареи. Второй метод будет проще, однако он не может обеспечить полного восстановления источника питания, в этом случае заряд возможен лишь на 80%.
Именно поэтому большинство современных зарядных устройств работает на основе так называемого смешанного (комбинированного) метода, когда первые два типа зарядки чередуются. Этот вариант отличается эффективностью, безопасностью и предельной простотой. Участие человека в процессе сведено к минимуму, постоянно контролировать состояние АКБ не требуется.
В зависимости от назначения ЗУ для АКБ бывают:
- Зарядные — способны восстановить стартерную батарею от имеющегося источника электрического тока.
- Пуско-зарядные — могут не только зарядить АКБ от сети, но и осуществить запуск двигателя, при полностью разряженной батарее под капотом. Они способны вырабатывать ток большой силы — 200 А или более. Это просто незаменимые помощники зимой, когда при минусовой температуре водители постоянно сталкиваются с проблемой запуска двигателя.
С учетом особенностей конструкции и принципов работы выделяют устройства таких типов, как:
- Трансформаторные — уже из названия видно, что в них применяется трансформатор, который подключается к выпрямителю тока. Это простые в работе, надежные и эффективные приборы. У них есть лишь одни недостаток — большой вес и габаритные размеры.
- Импульсные — в основе конструкции ЗУ этого типа лежит преобразователь напряжения, который работает на высоких частотах. По сути, это тот же трансформатор, однако он более компактный и легкий. Поэтому и ЗУ отличаются небольшим размером. Современные импульсные приборы очень популярны, большинство процессов в них происходит в автоматическом режиме, что сильно упрощает эксплуатацию и управление.
Как видим, зарядка автомобильных аккумуляторов — процесс не сложный, главное соблюдать некоторые правила и выбрать оптимальный прибор для восстановления.