Как проверить работу датчика парковки и что делать, если он неисправен?
Украинские водители все чаще пользуются современными парковочными системами, так как парктроники серьезно помогают водителю при совершении маневров задним ходом во время парковки. И если с устройством что-то случается, то это довольно неприятная ситуация, требующая быстрого решения.
Одна из самых распространенных причин отказа систем парковки — это неисправность датчика или проблемы с проводкой, к которой он подключен. В этой статье мы расскажем о причинах поломки, также о том, как проверить работоспособность датчика парковки.
Конструктивные особенности парковочного датчика
В парковочных системах обычно используют специальные ультразвуковые преобразователи. Они выполняют функцию излучателей и приемников ультразвукового сигнала. Каждый датчик способен работать только лишь на излучение, или на прием. Именно для этого система обязательно включает комплект датчиков, которые работают в последовательно-параллельном импульсном режиме. То есть половина сенсоров выполняет функции передатчиков, а вторая — приемников. После чего датчики будут меняться ролями, и такая смена ролей происходит регулярно.
Самый простой датчик парковки состоит из небольшого приемно-излучательного элемента, изготавливаемого из пьезоэлектрического материала.
Особенность пьезокристаллов — под влиянием механического напряжения они могут вырабатывать электрическую энергию и, наоборот, при действии электрического напряжения они меняются в размерах. То есть получается, что этот элемент одновременно способен как излучать, так и принимать ультразвуковые сигналы. Фактически они преобразуют волны подводимого к ним высокочастотного тока в ультразвуковые воздушные колебания.
По своей конструкции парковочные датчики от различных производителей могут несколько отличаться, при этом в них обязательно имеется 1 или 2 пьезокристаллических элемента. Они могут иметь вид пластинки или диафрагмы, иногда используются горшкообразные диафрагмы из алюминия, которые довольно жестко соединяются с пьезокристаллами. Они обычно выступают в роли резонатора.
Все пьезокристаллические элементы обязательно помещаются в прочный корпус, надежно защищенный от попадания воды и различных атмосферных явлений. К излучателю подключается 2 электрических провода, которые обеспечивают его соединение с электронным блоком.
Также в современных моделях сенсоров часто используют электромагнитные излучатели. Подобные устройства обычно нуждаются в дополнительной усилительной схеме и блоке обработки данных, который затем переводит сигнал в удобную цифровую форму.
По типу монтажа датчики парковки можно разделить на две большие группы:
Врезные — для их установки необходимо в бампере автомобиля просверлить специальные отверстия, куда затем помещается непосредственно сам сенсор, он закрепляется с помощью специальные удерживающих защелок или специальных метизов.
Накладные — это более простой вариант, сенсоры клеятся на бампер, но и тут может потребоваться просверлить отверстия небольшого размера для проводки и подключения.
Что может привести к поломке датчика?
Среди наиболее часто встречающихся причин, которые приводят к неисправности датчиков, можно выделить такие:
- заводской брак;
- попадание внутрь влаги, что может приводить к коррозии и выходу конструкции из строя;
- неполадки в работе электрической системы автомобиля;
- выход из строя встроенного электромодуля;
- грязная рабочая поверхность;
- механическое повреждение, полученное от удара во время столкновения.
Как видим, причин довольно много и они могут быть самыми разнообразными. Поэтому важно быстро выявить проблему и устранить ее. Для этого надо знать признаки, которые могут указывать на неисправность датчика.
Среди признаков можно выделить несколько наиболее существенных:
- нет вибрации во время прикосновения к работающему датчику;
- невозможность парктроника получить показания датчика по данному каналу;
- система самодиагностики парктроника выдала предупреждение;
- проблема обнаружилась после диагностики штатных парктроников.
Проверяем работоспособность парковочных датчиков?
Конечно же, каждый водитель должен знать методы, которые можно использовать для того, чтобы проверить состояние и работу парковочных датчиков.
Самые простые и доступные методы
Взаимная замена — это, пожалуй, самый эффективный и простой метод проверки работоспособности датчика. Тут всего лишь надо поменять местами (переподключить) датчик, который точно рабочий, с тем, который возможно имеет определенные проблемы в работе. Если после замены условно “неисправный” сенсор заработает, то это говорит о том, что проблема заключается не в нем. Скорее всего причина в электропроводке, и надо искать обрыв провода.
Звуковой контроль — еще один довольно простой вариант проверки. Надо лишь включить парктроник и пройти в зону контроля сенсора. Если он исправен, то будет слышен легкий щелчок. Тут очень важно выбрать тихое место, чтобы посторонние звуки не мешали, так как щелчок будет довольно тихим и его важно слушать.
Тактильный контроль — в этом случае также надо включить парктроник и потрогать рабочую поверхность датчика рукой. Должна ощущаться легкая вибрация, которая будет говорить о том, что сенсор рабочий, если ее нет, то, скорее всего, он вышел из строя.
Использование тестера
Так как в основе работы парковочных датчиков лежит пьезоэлектрический эффект, и каждый пьезоэлемент имеет свое сопротивление, то для проверки их работы можно воспользоваться мультиметром.
Устройство надо включить в режиме измерения сопротивления до 2000к. Затем надо контакты мультиметра подсоединить к выводам двухконтактного датчика, который предварительно отключается от парктроника. Если сенсор исправен, то на мультиметре должно показать не 1, это соответствует бесконечности, и не близко к 0.
Обратите внимание, что у трехконтактных датчиков основная электронная начинка и схема подключения заметно отличаются. И модуль приема/передачи подключается параллельно. При этом для каждого отдельного канала приемник передает свой сигнал. Поэтому в них используется специальная встроенная схема с усилителем сигнала. Это все приводит к тому, что полностью проверить работоспособность подобных устройств с помощью мультиметра крайне сложно. Чаще всего ограничиваются определением показателя напряжения между выводами питания. Ремонт их очень сложен и вообще не очень нерентабелен, поэтому лучше всего такой датчик заменить.
Порядок замены неисправного датчика парковки
Шаг No 1. Демонтаж.
Чтобы демонтировать датчик, первым делом надо получить к нему доступ. Скорее всего, для этого может потребоваться снять бампер. Если сенсор просто приклеен к бамперу, то потребуется использование специального средства для обработки поверхности. Как только датчик демонтировали, его надо отсоединить от разъема.
Шаг No 2. Выбор замены.
Чаще всего датчики, что используют в парковочных радарах, имеют различные аналоги. Исключением являются, разве что, штатные модели. Их можно заменять только в пределах совместимости, установленной производителем.
Если вы хотите убедиться в том, что аналог точно подойдет для замены, то обязательно надо изучить документацию, инструкцию и схему подключения.
Помните, что подключение несовместимых датчиков, может не только сенсор вывести из строя, но и целиком парктроник. Поэтому подбирать аналоги надо очень тщательно. Если не хотите рисковать, то покупайте на замену полный аналог от оригинального производителя.
Шаг No 3. Установка и подключение.
С монтажом родных датчиков обычно никогда не возникает никаких проблем. Даже если он будет отличаться цветом, его всегда можно перекрасить, чтобы он был в тон кузову автомобиля. При этом помните, что на рабочей зоне датчика краски быть не должно, ее покрывать специалисты не рекомендуют. Это может спровоцировать появление помех и определенных проблем в будущем с его работоспособностью. Во время монтажа рекомендуется воспользоваться специальным уплотнителем.
Если же вы собираетесь подключать неродной датчик, то обязательно надо проверить соответствуют ли разъемы подключения. И обязательно следите за тем, чтобы полярность соединения соответствовала схеме.
Парктроники — это хорошие помощники на дороге для каждого современного водителя. Поэтому, стоит обязательно задуматься об их приобретении. Наш интернет-магазин предлагает различные модели с разным функционалом и разным количеством датчиков по выгодной цене. Вы всегда можете купить парктроник в Киеве, Харькове или Одессе в интернет-магазине 130.com.ua с доставкой по Украине.