Автозвук: полезные советы для новичков
Сформировать акустическую систему в салоне автомобиля можно и без специальных знаний. Однако новичкам обязательно надо учитывать некоторые важные моменты, которые помогут им сделать все правильно и добиться нужного эффекта.
Питание
Построение любой аудиосистемы начинать надо именно с этого пункта, иначе просадки напряжения негативно будут влиять на качестве звука. Если собираетесь монтировать не супер мощную систему можно установить специальный накопитель. Это конечно не панацея, но он поможет уберечь аккумулятор от быстрого и частого разряда, а также будет сглаживать колебания напряжения. Если предстоит установка очень мощного акустического оборудования, которому требуется много энергии, то опытные специалисты рекомендуют установить дополнительную аккумуляторную батарею. Тщательно выбирайте силовые провода, на них не стоит экономить, рекомендуются медные с крупным сечение.
Многие новички этому моменту уделяют мало внимания, подключили, работает и все. Это неправильно. Даже если вы установите дорогую фирменную акустику и мощный высококлассный усилитель звука, динамики никогда не будут качественно играть при плохом питании.
Громкость
Все производители указывают 2 параметра мощности для своих динамиков: номинальную и пиковую мощность. И тут надо понимать, что номинальная — это и есть реальная рабочая мощность акустики, а пик — просто маркетинговый ход. Если подать мощность на уровне пика с усилителя, то динамик может даже сгореть.
Чтобы определить, какие динамики будут играть громче, надо смотреть не на Ватты, а на такой параметр, как чувствительность. Ведь громкость как раз и измеряется в децибелах. Для обычной коаксиальной акустики достаточно 89-90 дБ. Все, что выше 97 дБ — это уже эстрадные варианты. Обратите внимание, что чувствительность является векторной величиной, и разница всего в 10 дБ уже даст увеличение громкости примерно в 3 раза. То есть динамик, имеющий мощность 70 Вт и чувствительность 97 дБ, будет играть в 2 раза громче, динамика, мощность которого составляет 150 Вт, а чувствительность всего лишь 89 дБ.
Выбор и настройка усилителя
При выборе усилителю в автомобиль ориентироваться надо в первую очередь на характеристики устанавливаемой акустики. Советуем покупать усилитель с учетом того, чтобы он имел номинальную мощность чуть больше показателя номинальной мощности динамиков. Чем больше будет мощность усилка, тем лучше он будет контролировать работу акустики, да и сам он будет работать с запасом, не испытывая лишних перегрузок. Это также положительно скажется на качестве звучания.
Также не стоит забывать и про правильную настройку усилителя. Тут стоит придерживаться следующей схемы:
1) Сначала с помощью фильтров лучше срезать низкие и излишне высокие звуковые частоты:
- для эстрадных lpf опустите в ноль, hpf 200-250, кроссовер рекомендуется перевести в режим hpf;
- для мидбаса рекомендуется выставить lpf 60, hpf 80-125, кроссовер поставьте в режим full;
- для высокочастотника lpf опустите до 0, hpf 6000-8000, кроссовер переведите в режим hpf;
- для сабвуфера выберите уровень sabsonicа 20-25, lpf 35-50 (тут регулируйте с учетом настройки параметров порта), кроссовер поставьте в режим lpf (low).
2) Выставите на головном устройстве громкость на 80% и крутите на усилителе gain, пока не появятся искажения, то есть до тех пор пока не услышите посторонний шум или хрипы. Затем постепенно крутите регулятор gain в обратную сторону, пока не услышите абсолютно чистый звук. Как видите, ничего сложного.
Головное устройство
Естественно, что качество звука сильно зависит от установленного в автомобиле головного устройства. Поэтому если хотите получить хороший результат не стоит экономить на магнитоле. Ведь очевидно, что от дешевых китайских устройств, не приходится ожидать супер звука. Лучше выбирать продукцию известных брендов, например, Alpine или Pioneer. Эти компании по праву считаются одними из лидеров среди производителей автомобильных аудио- и мультимедийных устройств.
Если ваша цель — получить высококлассное звучание, то мы рекомендуем купить качественное процессорное устройство. С такой магнитолой вам откроются очень широкие возможности настройки звука. В этом случае можно будет регулировать параметры каждого элемента акустической системы поканально, независимо друг от друга, и установить для каждого свой диапазон воспроизводимых частот. То есть настройка будет максимально тонкой и точной, можно максимально учесть личные предпочтения слушателя и получить идеальное звучание.
Правила размещения акустических компонентов в салоне авто
Естественно, прежде, чем приступать к монтажу различных аудиокомпонентов, надо все очень тщательно продумать. Опытные мастера дают советы, как правильно организовать акустическую сцену и разместить в салоне машины различные компоненты, чтобы они работали слажено, не мешали друг другу и обеспечили хорошее звучание.
ВЧ акустика
Высокие частоты имеют малую длину волны, что способствует их очень хорошей проникающей способности. При этом они также довольно быстро затухают, но так как мы говорим о небольшом по площади и ограниченном пространстве салона, то этим фактом можно пренебречь. Для автомобиля достаточно установки двух твитеров. Они не требуют большой мощности — достаточно подвести примерно 10-15 Вт на канал. Монтировать динамики рекомендуется в передние стойки на высоте, которая соответствует уровню головы слушателя.
Так как в салоне пассажиры и водитель находятся не на равноудаленном расстоянии от динамиков, то их не рекомендуется направлять непосредственно на слушателя. В таком случае он будет слышать лишь ближний излучатель, а дальний он может счесть нерабочим, так как его не будет слышно. Лучше всего направлять звук от высокочастотных динамиков на ветровое стекло, оно хорошо отражает ВЧ, выравнивая расстояние до слушателя.
Устанавливать твитеры сзади опытные мастера не советуют, так вы можете испортить звучание. Передних вполне будет достаточно.
Акустика верхнего СЧ диапазона
Динамики, работающие в этом диапазоне, несут основную информационную нагрузку и имеют очень большое значение при создании звуковой сцены. Их лучше всего устанавливать так, чтобы оси динамиков сходились на уровне головы слушателя в зоне рычага КПП. При этом обратите внимание, что между акустикой и слушателем не должно быть никаких препятствий. Конечно, допускаются и другие варианты, на усмотрение слушателя. Требуемая мощность для таких динамиков обычно составляет примерно 15-30 Вт. Но многое зависит от конкретной модели акустики и ее параметров, обязательно смотрите на технические характеристики устанавливаемых динамиков.
Акустика нижнего СЧ диапазона
Такие динамики еще называют мидбасами. Направленность звука для акустики этого диапазона уже не так актуальна. Такие динамики можно располагать в салоне и спереди, и сзади. Их можно дублировать, то есть устанавливать как на фронт, так и на тыл. За счет подобного дублирования можно добиться устойчивого и детализированного звучания даже при малой громкости. Причем это не искажает параметров звуковой сцены в салоне. Обратите внимание, что для того, чтобы мидбас выдавал четкий и чистый звук важно правильное оформление и надежное крепление. Кроме того, им необходима уже большая мощность — до 50-75 Вт на канал. Поэтому тут без внешнего усилителя не обойтись, подключать мидбасы напрямую к головному устройству не стоит. Его мощности будет мало, то есть вы не сможете раскрыть все возможности подобных динамиков, и лишь потратите время и деньги.
Как видим, ничего сложно нет. Главное, придерживаться простых рекомендаций, и тогда любой сможет справиться с выбором и монтажем динамиков и аудиооборудования в своем автомобиле. Хотите купить акустику для авто в Киеве, Харькове или Одессе? Тогда в интернет-магазине 130.com.ua вы найдете все необходимое.