Виды, цели и способы шумоизоляции автомобиля
Шумоизоляция автомобиля — это специальный тех. процесс, который необходим для того, чтобы уменьшить лишние звуки в салоне машины, снизить уровень шумов различного происхождения, уменьшить вибронагрузку.
Шумоизоляция — это основной шаг при тюнинге авто. Кроме того, благодаря обработке автомобиля материалами шумоизоляции, значительно повышается пассивная безопасность и привносятся антикоррозийные качества, так как на эти материалы не влияет коррозия.

Комфорт — это, пожалуй, одна из основных эмоций в жизни человека. К сожалению, современные производители автомобилей для того, чтобы уменьшить стоимость, выполняют только самые минимальные работы, чтобы обеспечить акустический комфорт. Не удивительно, что в последнее время спрос на дополнительную обработку автомобиля растет все выше и выше.
Основные виды шумоизоляции:
- комплексная (полная) и частичная вибро-шумоизоляция автомобиля
- термо-, вибро- и звукоизоляция
- шумоизоляция дверей
- шумоизоляция потолка
- шумоизоляция арок колес
- шумоизоляция пола салона
- шумоизоляция багажного отделения
- удаление скрипов внутри салона
- обесшумливание салона автомобиля, дверей и т.д.
Зачем нужна шумоизоляция автомобиля
Основная цель шумоизоляции — это уменьшить звуковую и вибронагрузку, создать уют для водителя и пассажира, устранить надоедливые скрипы различных элементов салона, улучшить комфортное ощущение от вождения авто.
Все работы по шумоизоляции автомобиля, можно поделить по таким задачам:
1. Вибро-Шумоизоляция:
- Уменьшение вибрационной нагрузки автомобиля;
- Снижение уровня шумов, которые исходят от моторного отсека, коробки переключения передач, снижение уровня шума дороги;
- Ликвидация скрипов декоративных компонентов салона.
2. Создание правильной акустики — улучшение звучания методом вибро-шумоизоляции компонентов чтобы создать условия для правильного звука и функционирования динамика.
3. Теплоизоляция в салоне.
Шумоизоляцию можно проводить в разных классах авто — A, B, C, D, E, SUV, Pickup, Minivan. Это необходимо из-за минимизации себестоимости производителями, которые производят автомобили в данный момент. Естественно, мало внимания уделяется и шумоизоляции. Производители резины делают свои продукты качественней, подвеска делается все тише, а страны Европы повышают стандарты на дорожное покрытие и, в результате, шумоизоляция становиться ненужной, ведь посторонние шумы сводятся к минимальному значению.
К сожалению, автомобили, которые были созданы для Европы, не могут нормально ездить в украинских реалиях. Плохое покрытие, ямы, выбоины, брусчатка — все это делает дополнительную шумоизоляцию очень важным моментом, так как шум, который попадает в салон, создает значительный дискомфорт. Какая бы ни была марка автомобиля, дополнительная шумоизоляция даст положительный эффект. Это может быть даже BMW, AUDI или любой автомобиль класса люкс. Покупая автомобиль в салоне, первое, что делает покупатель — это проверяет его отличия в шумности, ну и сам комфорт внутри салона. Во время эксплуатации могут появиться различные посторонние звуки — сверчки (скрипы внутри салона), уровень шума усилится (потому, что уши водителя привыкли к звуку авто) и появляется дискомфортное ощущение, которое можно устранить методом шумоизоляции автомобиля.
Автомобили разных производителей имеют отличия по шумности, но в основном это связанно с их конструкцией. Менее шумные практически всегда идеальны по конструкции, но такое бывает достаточно редко.
Какой эффект дает вибро-шумоизоляция
Поняв, как именно распространяется звук, можно абсолютно точно сказать, что все посторонние звуки, шумы, призвуки попадают в салон через разнообразные элементы: двери, потолок, пол, моторный отсек, багажник. У звука, до того, как он попадает в салон, есть множество преград: разные металлические перегородки, обшивка салона, ковер, пластик, кожа и другие элементы. Поэтому звук, при проникновении, частично несет потери. При неполной потере и сталкивании со всякими преградами звук стает вибрацией и уже способен проникать глубже (волна звука переходит в колебания). Не стоит забывать и о вибрациях, которые создает двигатель, коробка передач, ходовая. Они могут порождать новые звуковые волны, воспринимаемыми человеческим ухом. В конечном итоге мы получаем первичные шумы (проникающие в салон снаружи) и вторичные (которые были вызваны вибрацией).
Для того, чтобы побороть шумы первичного и вторичного типа, используются комплекты вибро- и шумоизоляции. Виброизоляция наклеивается непосредственно на чистый, уже обезжиренный метал, а шумка — на виброизоляцию. Виброизоляция является своеобразным буфером против вторичных шумов (вибрацию метала впитывает виброизоляционный слой), таким образом, обезвреживая шум, который мог бы появится. Шумоизоляция успешно справляется с первичными шумами благодаря технологическому составу и поглощающим свойствам. С доставкой по Украине вибро-шумоизоляцию можно купить в Киеве, Харькове, Одессе на 130.com.ua.
Важным является и тот факт, что шумоизоляция может дать положительный результат только тогда, когда применяется также и виброизоляция. Это позволит успешно побороть как первичные, так и вторичные шумы.
Процесс обработки автомобиля
Шумоизоляция автомобиля — это довольно сложный процесс, в которых входят четыре ключевых этапа:
1. Абсолютная разборка салона.
2. Укладывание вибро-шумоизоляционных элементов.
3. Борьба со скрипами внутри салона.
4. Полная сборка салона и проверка качества обработки.
Во время полной шумоизоляции автомобиль подвергается полной разборке всего салона (включая в себя торпеду, или не включая, если это не нужно по программе) аж до метала — демонтируются и снимаются кресла, пороговый пластик, пластик с багажника, стойки, полки, обивка/кожух с потолка, ковер. В итоге выходит абсолютно голый салон с установленной торпедой. Главное — это аккуратность при разборке элементов салона (пистоны могут поломаться в зависимости от качества самих пистонов и марки автомобиля). После разборки и обезжиривания нужно начать сам процесс укладки шумоизоляционных материалов.
Укладывание материалов проходит по принципу виброизоляция->шумоизоляция. Площадь обработки салона вибро-шумоизоляционными материалами составляет около 80-90% площади поверхности из металла.
Правильный подбор материалов шумоизоляции для разных зон — это очень важный момент! Использование одинакового материала для шумоизоляции всех участков не даст хороший результат. Материалы, которые используются в разных элементах, необходимо подбирать с учетом зоны поверхности, которую надо избавить от шумов.
Что касается скрипов, борьба с ними — это крайне необходимое мероприятие во время шумоизоляции авто. После проведения шумоизоляции, скрипение элементов внутри салона становится огромной проблемой. Да, общий уровень шума в салоне падает, но поскрипывания, сверчки в салоне становятся крайне невыносимыми. Есть целый ряд материалов, с помощью которых можно избавиться от сверчков. Также виброизоляционными материалами можно обрабатывать элементы из пластика, тем самым утяжеляя их для того, чтобы убрать колебания. В целом же, противостояние с пластиком внутри салона проходит методом тщательной проклейки стыков и заполнения прокладочными материалами.
После того, как было проведено вибродемпфирование, укладка шумоизолиции и обработка пластиковых частей, происходит сборка салона в обратном порядке. Приятным результатом проведения шумоизоляции автомобиля стает кардинальное улучшение акустики автомобиля. Акустическая обработка шумоизоляционными материалами элементов, где присутствуют и динамики, дает возможность акустической системе проявить себя в максимальном качестве. В любом случае, замена или установка акустики требует в обязательном порядке работу с акустической обработкой, иначе потенциал не раскроется.
Что касается обработки отдельных зон, которые на первый взгляд не могут нести какой-либо шум. По этому поводу конкретного ответа дать нельзя, как и на вопрос что служит самым большим источником шума. Это из-за того, что каждая машина по марке и модели абсолютно индивидуальна и требует уникального подхода (у любого авто есть слабые места, которым нужно уделить самое большое внимание).
Изоляция отдельных частей автомобиля

Двери. Через них проникает большое количество шумов извне. Двери имеют большие плоскости металла (филенки) и небольшое количество ребер жесткости. Обработка дверей значительно меняет ситуацию — двери автомобиля с завода практически не обрабатываются и имеют очень слабую шумоизоляцию (это касается абсолютно всех марок без исключения). Именно поэтому качественно обработанные двери имеют очень хороший эффект, который, в некоторых случаях, может посоревноваться с обработкой нескольких зон одновременно. Дополнительно шумоизоляция дверей улучшает акустическое оформление двери. Динамик, который установлен в двери, получает объемность в своей работе, что, в конечном итоге, приводит к значительному улучшению звучания акустической системы.
Материалы для вибро-шумоизоляции дверей:
Багажник. Изоляция багажника особенно актуальна для тех людей, которые много времени проводят в движении. Багажник, который имеет качественную обработку, уменьшает шум в салоне, делает менее слышным заднюю часть машины, убирает лишний звук, исходящий от задних арок.
Материалы для вибро-шумоизоляции багажника:
Потолок. Во время движения эта зона имеет достаточно большой уровень шумов, так как ее вибронагруженность довольно высока и способна создавать лишний шум. Обработка крыши вибро-шумоизоляционными материалами помогает убрать гул, который исходит от крыши на скорости, уменьшить слышимость дождя в салоне.
Материалы для вибро-шумоизоляции потолка:
Капот. Данная зона очень актуальна для дизельных автомобилей, так как площадь капота велика, а вибрационная нагрузка от двигателя передается на большие плоскости. Виброизоляция капота очень благоприятно сказывается на уровне шума и вибрации внутри салона автомобиля.
Материалы для вибро-шумоизоляции капота:
Пол. Пол салона автомобиля — это важный участок для произведения шумоизоляции. Источники шума и вибраций узлов подвески находятся в непосредственной близости и делает пол основным источником шума.
Правильный подбор и укладка материалов (материалы, которые специально созданы для высоко вибронагруженных зон) дают результат, который способен впечатлить любого автомобилиста.
Материалы для вибро-шумоизоляции пола:
Колесные арки. Сами арки не шумят, но передают вибрацию на остальные участки, которые имеют меньшое сопротивление и жесткость при образовании вибрации. Уменьшение передачи вибраций производиться виброизоляционными материалами.
Материалы для вибро-шумоизоляции арок колес:
Выводы
1. Автомобили различных моделей и от разнообразных производителей являются разными в плане проведения шумоизоляции. К индивидуальному авто нужен свой подход. Это касается и зон, к которым нужно уделить основное внимание, а также использование различных материалов для достижения лучшего эффекта.
2. Важно использовать только качественные материалы, которые способны предотвратить необоснованные траты финансов, а также избавить от негативных последствий, которые чаще всего возникают из-за неправильно выбора материалов по параметрам.
3. Для отдельных зон необходимо подбирать правильные материалы, так как использование двух-трех материалов для обработки всего автомобиля не даст нужного результата.
4. Немаловажно обратить внимание на борьбу со скрипами и сверчками внутри салона.
5. Перед тем как купить шумоизоляцию, не нужно стеснятся консультироваться с менеджерами интернет-магазина, а саму установку лучше доверить специалистам. Не стоит забывать, что шумоизоляция — это очень трудозатратный процесс и проводя ее самостоятельно, можно потратить много сил и времени, а результат может не удовлетворить.
Если все сделано правильно, шумоизоляция (виброизолиция, шумоизоляция, прокладочные материалы) и грамотное применение материалов способно значительно улучшить ситуацию с шумовой картиной внутри салона автомобиля.