Автомобильные бортовые компьютеры (их еще называют маршрутные компьютеры, маршрутные бортовые компьютеры, автокомпьютеры, бортовики, мультитрониксы и тому подобное) — это, как можно понять из названия, компьютеры, которые разработаны для размещения и подключения в автомобиле. Бортовой компьютер предназначен не для разного рода развлечений, которые у современного автомобильного компьютера присутствуют, практически, в каждой модели. Бортовой компьютер предназначен, в первую очередь, для контроля и мониторинга большого количества параметров производительности систем автомобиля.
Вот, к примеру, отличный образец бортового компьютера Multitronics SE-50V. Купить маршрутный бортовой компьютер в Киеве возможно уже сейчас в интернет-магазине «130».
К слову сказать, сегодня уже даже бюджетные и недорогие модели автомобилей оборудованы множеством датчиков, которые фиксируют и контролируют работу его основных деталей и агрегатов, — например, система управления впрыском топлива, зажигание, подача топлива, климат-контроль и прочее. А самому водителю нет доступа не только к регулировке этих параметров, но даже почти всегда и к их значениям, которые вместе с кодами всех неисправностей записываются и сохраняются в электронном блоке управления автомобилем — доступ к нему возможен только с помощью специализированного оборудования на станции технического обслуживания.
Обычно вся работа бортового компьютера заключается в том, что на передней панели Вашего автомобиля загорается индикатор “check engine” (дословно – «проверьте двигатель»), который оповещает о том, что имеются неполадки с двигателем. А вот какие же масштабы поломки и что конкретно в автомобиле вышло из строя (отвалилось или стерлось), — неизвестно водителю. Чтобы это выяснить наверняка, нужно ехать в сервисный центр и пройти диагностику. Конечно же, такой ход дел вовсе не устраивает опытных автомобилистов, и они желают знать больше о собственных «железных конях». Поэтому купить бортовой компьютер хочет каждый, ценящий свое время и деньги владелец автомобиля.
Спрос, как все знают, влечет за собой предложение. Сегодня на рынке автомобильных аксессуаров представлено огромное количество таких устройств, которые и предназначены, так сказать, для утоления «информационного голода» владельцев авто, то есть тех самых бортовых компьютеров («Мультитрониксов») — миниатюрных компьютеров для автомобиля, оборудованных новейшими системами диагностики. Ценовые пороги на бортовые компьютеры так же велики, как и их ценовой ассортимент — от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен. Работают такие бортовые компьютеры по следующей схеме: бортовой автомобильный компьютер подключается к блоку управления электропитанием, который читает информацию со всех датчиков автомобиля. Если какой-нибудь датчик сигнализирует о неполадке, то бортовой компьютер перехватывает его на себя и выводит на дисплей компьютера понятные человеку сообщения, в виде: «проверьте, пожалуйста, уровень масла» или «неисправность системы зажигания».
Вы можете спросить, насколько полученная информация важна и полезна водителю? Можно выразиться так: серьезной диагностики узлов и агрегатов Вашего автомобиля с помощью одного лишь мультитроникса (маршрутного бортового компьютера) не проведешь. Бортовой компьютер только даст сигнал Вам, что пора купить свечи зажигания или накала или то, что вышел из строя амортизатор. Но практика доказала, что при детальной диагностике в автомастерских, причины выявленных неисправностей очень часто кроются совсем в другом, а поломка, о которой Вас поставил в известность бортовой компьютер, есть лишь следствием другой поломки. Но не нужно думать, что мультитрониксы бессознательно врут — они лишь честно сообщают Вам о том, что в авто имеет место определенная неисправность, а знать это — уже немало. А дальше придется выбирать Вам: либо самому устранять поломку, либо же «брать курс» на автосервис.
Но не стоит думать, что функционал современного автомобильного бортового компьютера на этом исчерпан. Он не ограничивается умением только приносить «плохие новости» (типа расшифровки кодов возможных неисправностей и прогноза износа запчастей автомобиля). Компьютер в автомобиле также может оповестить Вас об остатке топлива в баке, рассчитать километраж пробега на остатке топлива, сообщить о том, какая передача включена на данный момент, о скорости движения в промежуток или на текущий момент времени, о напряжении бортовой сети, о частоте вращения коленчатого вала, об угле опережения зажигания и промежутке времени для разгона до 100 км/час… В общем, всех характеристик и не сосчитаешь. Маршрутный бортовой компьютер с легкостью рассчитает время поездки и ее стоимость, конечно, если Вы не поленитесь ввести стоимость литра бензина или дизтоплива.
Бортовые компьютеры отличаются по внешнему виду. Скажем, если компьютер выпущен для определенной модели автомобиля, — он монтируется на место стандартных часов или в специально предназначенное для этого место. Очень часто бортовые компьютеры крепятся к лобовому стеклу или солнцезащитному козырьку, а иногда даже заменяют автомагнитолу, полноценно выполняя ее функции. Для параллельного отображения от 10 до 15 значений параметров хватает вполне и маленького по диагонали (до двух дюймов), монохромного дисплея с разрешением 128x64 или 128x32 пикселей.
На сегодняшний день существуют суперфункциональные мультимедийные бортовые компьютеры, которые функционируют под управлением операционных систем, таких как: Windows или Linux, со специализированным продуманным интерфейсом, который, обычно, разрабатывается эксклюзивно производителем автомобиля. Такие автомобильные компьютеры, в основном, комплектуются непосредственно на заводе-изготовителе и отнюдь не в дешевые марки автомобилей. Приведем пример: BMW 7-й серии с ее ноу-хау iDrive. В компьютере этого авто имеется и система навигации, и телевизор, и даже игры. Это все умещается на большом дисплее, который вмонтирован в переднюю панель и в подголовниках сидений.
Превосходный экземпляр автомобильного компьютера. Купить бортовой компьютер Gamma GF 412 с доставкой по Киеву и Украине Вы можете даже сейчас в нашем интернет-магазине автомобильных аксессуаров.
Это просто замечательно иметь под рукой мультимедийный бортовой компьютер в не дешевом автомобиле, но многих нас беспокоит возможность самостоятельной (или на пару со специалистами) установки дорогой системы в свои личные автомобили «среднего класса».
И это вполне возможно. Но, не всегда оправданно. Проблема в том что готовая автомобильная система вместе с установкой может затянуть за несколько тысяч долларов. Вам предстоит детально подумать: есть ли смысл выкладывать такие деньги за ЖК-дисплей в бортовом компьютере со знаменитой кнопкой «Пуск». Еще нужно сказать, что радости от установки такого компьютера будет намного меньше, чем в ситуации с дорогой маркой авто — место для компьютера надо будет вырезать по миллиметру, а внедрение этого «железа» в электросистемы автомобиля и установка защиты от вибраций (в случае, если установлен винчестер) может стоить не только солидных денег, но и порядочного количества нервов.
Если вы все же тверды в своем решении, то, в первую очередь, стоит приглядеться к торпедо вашего автомобиля — там располагается либо 1DIN-, либо 2DIN-разъем для установки магнитолы (который, скорее всего, ею и занят). Вы спросите: вероятнее всего, придется с магнитолой попрощаться, — мест, где можно разместить миниатюрный системный блок и дисплей не так то много? Да! После установки полноценного мультимедийного бортового компьютера, магнитола Вам больше не понадобится — бортовой компьютер возьмет на себя ее функции и даже больше.
Автомобильные бортовые компьютеры под управлением ОС Windows XP Tablet Edition, возможно условно разделить на 2 группы: готовые («заводские») типы и самосборные варианты.
Со вторыми дела решаются таким образом: вы покупаете 7- или даже 9-дюймовый ЖК-дисплей и устанавливаете его в 2DIN-разъеме на передней панели авто (хотя можно установить и внешний монитор), изначально подключив к небольшому системному блоку форматов miniATX или microATX, которые можно установить… и вот он — первый серьезный вопрос — где же выделить место для системного блока? Это хорошо, если у вас внедорожник, в его салоне места хватает с головой. А что, если это малолитражка, где ничего не остается делать, как сидеть бок-о-бок ? Не огорчайтесь, — и в такой ситуации есть выход. Можно купить рядовой мобильный компьютер небольшого размера (UMPC, Ultra-Mobile PC). Это может быть, например, Samsung Q1, Q1B, Q1P или ASUS R2H с GPS-модулем и сенсорным экраном. Затем необходимо установить его в салоне (лучше установив сначала в нем ПО типа Check-Engine) и получить не просто «обычный бортовой компьютер», а «маршрутный бортовой мультимедиа компьютер», где будут присутствовать и GPS-навигатор, и видео, и аудио.
Предлагаем Вашему вниманию универсальный бортовой компьютер Gamma GF 512, который Вы можете заказать в нашем интернет-магазине «130» с доставкой по Киеву.
Если же вы не считаете себя достаточно талантливым мастером, то можно купить готовое решение (например, Hiinfo или Giantec). Сама конструкция этих бортовых компьютеров располагает к доверию. Возьмем во внимание то, чего у них стоит заводская защита от всевозможных вибраций и встроенный в панель системный блок. Здесь опять-таки возможны два варианта, в зависимости от дизайна торпедо:
Если на торпедо есть 1DIN-разъем, то рекомендуем обратить ваше внимание на модели Giantec VCP2500. Выглядят они как самая рядовая магнитола со слотом для CD/DVD-дисков, но внутри корпусов упакованы 3-х дюймовые винчестеры (на 40–60 Гбайт), модули оперативной памяти (512 Мбайт) и центральные процессоры Celeron M или Pentium M. А лицевая сторона «напичкана» USB-портами, кардридерами и PCMCIA-разъемами. Относительно дисплеев — они поставляются в комплекте или реализуются отдельно. Такой подход обеспечивает возможность выбора дисплея необходимого размера и яркости.
2DIN-решения смотрятся куда привлекательнее и лучше выглядят на фоне интерьера салона автомобиля. И не нужно еще будет покупать дисплей, который необходимо еще удачно разместить и закрепить. Один недостаток все равно присутствует: диагональ дисплеев, которыми оборудованы эти бортовые компьютеры, ограничивается 7 или 9 дюймами. Естественно, требовательному автовладельцу такие качества отнюдь не придутся по вкусу, который будет работать с ОС Windows. По большому счету, функциональность 2DIN-компьютеров чуть ограничена. Причиной этому есть дисплеи, которые занимают большую половину поверхности лицевой панели. Поэтому здесь не так часто встречаются PCMCIA-слоты и USB порты. Хотя, для серьезного автомобильного бортового компьютера это не является проблемой — легко можно вынести USB-порт в любое место салона.
Продуманный автомобильный компьютер просто обязан иметь модуль Bluetooth, который позволит подсоединить мышку, клавиатуру, наушники и, конечно же, внешний GPS-приемник.
На последок хочется сказать, что, при умном подходе, бортовые компьютеры вернут затраченные на них деньги с лихвой, хотябы за счет экономного расхода топлива. Но далеко не все автолюбители считают бортовой компьютер нужной комплектующей автомобиля, называя его «ненужной дорогущей игрушкой». В ответ мы скажем лишь то, что о вкусах не спорят, в смысле «любая точка зрения имеет право на жизнь». Кому-то, к примеру, удобнее подсчитывать расход топлива способом ручки и блокнота, а исправность двигателя определять, так сказать, «по звуку».
Будь на волне обновлений!
Подписывайся на наш Telegram-канал и получай полезные материалы первым.
Подписаться